Снимает фотограф а не
фотоаппарат!
Макросъёмка - тема интересная для любого фотографа, хотя далеко не все
фотографы снимают макро. Несколько читателей сайта задали вопрос насчёт выбора
камеры, в которой, кроме всего прочего, была бы возможность макросъёмки.
Назывались конкретные модели, из которых предлагалось выбрать «нужную камеру».
Следуя своему принципу, моделей я не назвал, поскольку «нужную ему» камеру
должен выбрать сам пользователь - для своего же блага. Но совет, конечно, дал, а
поскольку он может оказаться интересен и другим начинающим, то решил выложить на
сайт небольшую статью о макро. Вы её как раз сейчас и читаете:) Сразу скажу, что
этот материал никоим образом не претендует на предельно полное и детальное
изложение всех сведений о макросъёмке, это скорее весьма краткий курс по данной
теме.
Что такое макросъёмка
Итак, макрофотография - это съёмка мелких предметов крупным планом. Чем мельче
предмет снят во весь кадр, тем круче макро:) Считается, что макросъёмка - это
снимок в масштабе 1:1 (один к одному), т.е. если объект имеет, например, размер
1 см - как в кадре, так и в реальности. Здесь под "кадром" понимается размер
светочувствительного элемента (плёнка, матрица). Некоторые не согласны с
определением масштаба макро 1:1, и утверждают, что макросъёмка начинается от
небольшого увеличения 1:5 (один к пяти - в 1 см кадра уместилось 5 см объекта)
до увеличения 20:1 (в 1 см кадра уместилось 0.05 см [0.5 мм] объекта). Третьи
уточняют, что есть съёмка крупным планом (до 1:2), макросъёмка (от 1:2 до 10:1)
и микрофотография от 10:1... В общем, мнений много, а толку... а если ещё хотите
и толк понимать, то можно посмотреть снимок слева и попробовать определить,
какой же тут масштаб... :)
Во всём
этом многообразии забывают про определение кадра: "кадр", "размер кадра",
"сантиметр объекта в кадре". На самом деле "имеем в кадре" следующее: матрицы
разных фотокамер имеют совершенно разные размеры, да и плёнки тоже (35 мм, или,
например, широкоформатная). К тому же "сантиметр объекта в кадре" зависит от
фокусного расстояния объектива, от минимальной дистанции фокусировки, от
возможности увеличения с негатива, или увеличения в цифровом редакторе...
Макросъёмка, что не говори - понятие действительно непростое. Поэтому лучше
всего под "макро - кадром" понимать не размеры матрицы, или негатива, а РАЗМЕР
КОНЕЧНОГО ОТПЕЧАТКА на фотобумаге. Т.е. если жучок размером в 2 см заполнил
собой по высоте снимок 10 х15 см то его увеличение в 5 раз! (10/2=5, это 5:1).
Если качество снимка позволяет распечатать этого жучка до размеров фотографии
20х30 см (по высоте), то увеличение десятикратное, т.е. 10:1! А если удаётся
распечатать во всю длину, то пятнадцатикратное - 15:1... Вот что такое настоящая
макрофотография и макросъёмка! В общем, не забивайте себе голову ерундой с
размером матриц:)
Лично я считаю, что макро - это когда видишь на снимке то, что глаз в реальности
не видит. Не стоит придавать всему этому большое значение. На самом деле, чёткой
границы макро/не макро нет, и вообще ценность снимка, в первую очередь,
определяет сюжет, а не размеры в кадре. Однако, макросъёмка при больших
увеличениях способна показать на снимке (или экране) не только видимые, но и
неразличимые невооружённым глазом детали и структуру объекта! Это интересно не
только фотолюбителям, но и учёным - для активного применения в различных
областях науки и техники в исследовательских целях. Не знаю как сейчас, но в
СССР макросъёмка наукой широко использовалась, да и учёные с инженерами тоже:)
В любом случае примеры макроснимков мне, конечно, придётся показать:) Вот,
например, паучок и цветок. Это неглубокое макро, или, если хотите, просто снимки
крупным планом. Насколько здесь необходимо увеличение каждый решает сам.
У новичков в первую очередь возникает вопрос - какие камеры больше всего
подходят для макросъёмки. Скажу сразу, что худшие показатели в макро у плёночных
камер. Гораздо лучше, как ни странно, у большинства цифрокомпактов. Про зеркалки
разговор отдельный, о чём речь будет ниже. Как правило, зеркалки с китовым
объективом в макросъёмке куда хуже, чем многие компакты.
Компакт и макро
Маленькая матрица, кроме всех известных недостатков имеет всё же и достоинства.
Первое – очевидное - маленькие габариты корпуса камеры и встроенного объектива
(если это, конечно, не ультразум). Компакт компактен благодаря компактности
компактной матрицы:). Второе не столь очевидно – это относительно хорошие
возможности для макросъёмки. У одних компактов они просто замечательные (для
любительского уровня), у других не очень, а у третьих и вовсе слабые. Однако, ни
минимальная дистанция фокусировки, ни размер матрицы, ни какие иные
характеристики фотокамеры не дадут вам определить возможности компакта в макро.
Самым простым способом является съёмка обычной школьной линейки: чем меньше
делений влезет в кадр, тем крупнее они будут выглядеть!
Ясно видно, что в кадр влезло всего 22 мм, а на полном кропе этого снимка (слева
вверху) - 8.5 мм. Такое увеличение - очень приличный показатель для компакта. Вы
уже поняли, как выбрать камеру с возможностью макросъёмки? Правильно - идёте в
магазин с линейкой!
Зеркалка и макро
Какая зеркальная фотокамера лучше всего подойдёт для макросъёмки? Вот загнул,
всё зависит от объектива - скажут многие. Кто-нибудь добавит, что кропнутая
зеркалка (с матрицей APS-C) для макросъёмки годится больше,
нежели
с полным кадром (36х24 мм). Нет, ребята, всё это прекрасно, но самая лучшая в
этом плане тушка (фотокамера без объектива) будет иметь режим Live View
(просмотр будущего кадра на дисплее в реальном времени) и поворотный экранчик! В
противном случае, чтобы сделать снимок мухомора, придётся ложиться на землю,
дабы прицелиться в эту красивую поганку через видоискатель: :) С поворотным
дисплеем достаточно поставить камеру рядом с таким низкорастущим объектом и
фокусироваться сидя на корточках. Кстати, мухомор имеет такую яркую окраску не
для того чтобы предупреждать об опасности, а наоборот - привлекать внимание
фотографов, или совсем отчаявшихся наркоманов:):)
И всё же в макросъёмке решающую роль играет не камера, а объектив. Напоминаю,
что речь идёт не о компакте, где оптика и фотокамера представляют собой единое
целое. Возможности зеркальной фотокамеры в макросъёмке очень сильно зависят от
объектива. Мне неоднократно задавали вопрос, что может в макро недорогой
объектив "для начинающих". Наверное, имелся ввиду кит с типичными
характеристиками 18-55/3.5-5.6. Кита у меня под рукой не оказалось, одуванчик
снял обычным широкоугольником (16-45/4). Для макросъёмки такой широкоугольник не
предназначен (у него совсем другие функции), во всяком случае это не дорогая
оптика (указал для тех кто уверен, что ЛЮБЫМ дорогим объективом можно отлично
снять всё что угодно: и портрет, и пейзаж, и даже глубокое макро:)) и,
разумеется, это никак не специализированный макрообъектив.
Лучшим ответом на вопрос будет не рассказ о возможностях недорогого объектива, а
показ снимков. Однако, не лишне напомнить - у разных объективов разные
способности к макросъёмке, которые могут зависеть от фокусного расстояния,
минимальной дистанции фокусировки (чем меньше, тем лучше), и даже от возможности
бороться с искажениями на подобных дистанциях. Поэтому не нужно считать
приведённый мною пример характерным для всей оптики подобного класса. Это лишь
конкретный пример, конкретного объектива. Мухомор вы уже видели, теперь слева
фотография одуванчика, справа кроп - увеличенная "до всех пикселей" часть
изображения. Насколько может устроить такое макро - решайте сами:
ЭФР 60 мм, диафрагма 11, выдержка 1/60
Я специально указал для снимка значение диафрагмы. Почему диафрагма зажата аж до
11? В макросъёмке глубина резкости обычно очень мала, поэтому отверстие
прикрывают для увеличения ГРИП. Особенно это касается съёмки не плоских
предметов, а в нашем примере одуванчик - это объёмный шар. И если здесь открыть
диафрагму, был бы размыт не только фон, но и большая часть самого одуванчика...
Кстати, этого бедняги (дожившего аж до октября!) больше нет - его на следующий
день уничтожил рано выпавший (12 числа!) снег, так что это в некотором роде
историческая фотография:)
Итак, возможности зеркалки в макросъёмке зависят от объектива, разных
приспособлений и... находчивости. Лучше всего, конечно, иметь специальный
макрообъектив (как правило даёт увеличение 1:1), однако стоит он не мало. Даже
не дорогие кольца, удлиняющие фокусное расстояние, стоят несколько тысяч рублей.
С помощью таких колец можно удлинить фокусное расстояние обычного портретника и
снять вполне приличное макро. Но если вы не занимаетесь макросъёмкой регулярно,
а снять иногда хочется, то можно использовать... второй объектив.
Вот что может получиться. Слева расположены монетки, справа их кропы -
увеличенные "до всех пикселей" части изображения.
Эта потемневшая от времени, видавшая виды, потёртая и поцарапанная советская
копеечка, на которую в то время можно было купить коробок спичек, была заделана
не менее старым Гелиосом, и... перевёрнутым родным фикс-объективом (50/f1.4) на
цифрозеркалке Pentax. Т.е. этот объектив был повёрнут задом к монете, а лицом к
Гелиосу. Такие перевёртыши умельцы "обычно" склеивают, я же пожалел технику,
использовав её "как есть" (даже без реверсивного кольца) - просто аккуратно
прислонив объективы передками друг к другу:) Детям до 16 лет такие эксперименты
проделывать не стоит, но результат посмотреть можно!
Если не считать это сверхглубоким макро, то для любительского макроснимка будет
вполне достойно. Кстати, советская копеечка совсем не пострадала от кризиса. Она
как была, так и осталась 15 мм в диаметре :) Нынешняя копеечка пострадала
сильнее - на неё уже вообще ничего не купишь (как, впрочем, и на 10 копеек, и на
рубль!), да и размер тоже подкачал: у копейки он уже 15.5, а у 10 копеек - 17.5
мм. Ничего не поделаешь, растут и цены, и размеры - инфляция!
Как снимать макро?
Очень просто:) Поскольку макросъёмка выполняется с коротких расстояний
(дистанция зависит от фокусного
расстояния
объектива), то берёте в руки камеру, приближаете её максимально близко к объекту
съёмки, так, чтобы захватить в кадр как можно больше объекта. Делаете это до тех
пор, пока фотокамера в состоянии фокусироваться. Затем устанавливаете на штатив
и кадрируете уже более точно, причём старайтесь прикрыть диафрагму до такой
степени, до которой это возможно, иначе малая глубина резкости может здорово
мешать (в макро ГРИП столь мала, что это иногда касается даже компактов). Если
камера не в состоянии фокусироваться, то увеличивайте диафрагму, или отодвигайте
камеру назад, меняя дистанцию до объекта. В зеркалке активно пользуйтесь ручной
фокусировкой, в т.ч. двигая вперёд-назад сам объект съёмки, или фотоаппарат
(если объект двигать собой не позволяет!).
Иногда камера не может сфокусироваться из за недостатка освещения. Если
макросъёмка происходит в домашних условиях, добавьте света, не скупитесь! Вплоть
до подсвечивания фонариком, или светодиодами. На близких дистанциях вспышке
камеры часто мешает длинный объектив, загораживая собой свет, тогда вспышку
используют, отражая свет от неё на объект с помощью отражателя, например,
листочка бумаги. Для зеркалок лучше использовать длиннофокусные объективы (тут
всё зависит от расстояния съёмки), либо удлиняющие кольца, и, конечно,
макрообъективы. В общем дерзайте. Макросъёмка - удел терпеливых и усидчивых, но
способна увлечь так, что многие начинают погружаться в неё с головой, вплоть до
изучения в энциклопедиях и специальной литературе повадок насекомых и паучков. И
тут уже мой сайт, увы, ничем не поможет!
|